суббота, 19 июля 2014 г.

Беларусь: Меловые карьеры под Красносельским

Наверное, каждый белорус, проводящий некоторое своё время в Интернете, наслышан о меловых карьерах под Красносельским. Да что наслышан! Я уверена, что фотографии этих мест видел каждый второй! Мы долго откладывали на потом эту поездку, каждый раз находилась куча отговорок или ещё чего-то. Но этот день настал. "Белорусские Мальдивы" нас встретили жарой в 32°С.





На подъезде к Красносельскому я вспомнила то, что твердили все поголовно, кто там побывал, а именно, что "сначала может показаться, что на городок опустился густой туман, но это далеко не туман, это мел!". Проверим...



На горизонте начал виднеться завод, а если быть точнее, то ОАО "Красносельскстройматериалы" .



И вот мы встречаем первых наших БелАЗов и МАЗов с мелом. Романтично и в хорошем смысле необычно это только первую минуту. Во-первых, носятся они очень нормально так, во-вторых, колёса поднимают мел с асфальта, в-третьих, какое-то количество мела просто теряется по дороге. Если вы едете за грузовиком, то он теряется на вашу машину. Приятного мало...


Вдоль всей дороги мы проезжали десятки мини-стоянок и приличного размера самоорганизованных парковок.



Не знаю, почему, но говорят, что до карьеров сложно добраться. Я бы так не сказала. Всё очень просто (нажмите, чтобы увеличить)


Да там и не ошибётесь, езжайте за грузовиком с мелом и приедете туда, куда нужно :) ну или рядом...
Но если нужны координаты, то вот держите, а там выбирайте тот берег и те виды, которые глазу приятнее: 53.283297, 24.487252 (в этом месте спуска нету, но очень красиво)






А ещё мы поняли, что тут работает стадный инстинкт. Объясню. Самое большое скопление машин там, где есть вход в воду. Конечно, многие хотят более свободного от людей берега, но не знают, где такой найти.
Когда мы оставляли машину, мы были одни на обочине. Возвращаясь к машине, мы увидели, что рядом с нами стоит ещё 4 авто, а на встречу идёт несколько компаний. Т.е. раз тут стоит машина, значит, это знающие люди и тут есть какое-то не очень известное место, надо и нам посмотреть...:)


Как я уже говорила, дорога вся в мелу, обочина буквально засыпана мелом, кругом мел, мел и только мел! Не хватало респиратора...




Ребята гуляли тут свадьбу


Мы решили посмотреть на "культурный" отдых людей снизу и спуститься к воде... С трудом, но припарковались


Первое, что нас встречает, это предупреждающие таблички и "кирпичи".
ОАО "Красносельскстройматериалы" всячески призывает отказаться от посещения карьеров, а тем более отказаться от купания в пускай и красивой, но технической воде.
Если Вы проходили по ссылке выше, то могли заметить, что на главной странице сайта предприятия всплывает такое окно


Таким образом предприятие пытается снять с себя ответственность за возможные неблагоприятные последствия.
Как показывает статистика, 30% всех случаев гибели на воде по всей стране приходится на меловые карьеры под Красносельским. Эти места считаются зоной повышенной опасности, т.к. периодически случаются обвалы, почти везде берег имеет практически вертикальный спуск, перепад глубины воды в карьере очень резкий, до дна местами 40-50 м, оно скользкое и с острыми камнями.
Думаю, логично, что ни о какой туристической зоне с торговыми точками и официальным пляжем речи идти не может.


Но людей это не останавливает... Не останавливает и поле с пшеницей.



Кстати, интересно, где её используют, она же вся в мелу...



Мы пришли на одни из самых густонаселённых берегов. 





Кстати, мне не совсем понятно, почему карьеры прозвали "Белорусскими Мальдивами"... Лично мне они эти виды больше напоминают норвежские фьорды в солнечную погоду. Но, наверное, это не так романтично, как Мальдивы.


Вообще в этих краях отработанных карьеров очень много (по площади это около 300 футбольных полей при длине каждого 1-4 км), но именно 5 из-за своего "молодого" цвета стали легендарными.
В недавно затопленных карьерах вода голубая, в карьерах постарше - бирюзовая, в ещё постарше - зелёная... 
Но постепенно (на это уходит примерно 50 лет) дно всех-всех карьеров зарастёт илом и они станут привычного для наших мест цвета.


Пройдём к соседнему берегу.
Кто-то пьянющий орёт в караоке, а в соседней палатке стоит студийная аппаратура, которая пытается перекричать "певца", а дальше - ещё палатка, в которой пытаются перекричать первых две, и т.д. до самой воды...



Всё те же молодожёны



И хотя мы не думали купаться, интерес овладел мной... Нет, я не побежала в воду, представляя себя героиней романтического ролика! Я лишь зашла до середины икры. Дно очень скользкое! Очень много острых камней! Ноги у многих людей побиты и сочится кровь, но никто на это не обращает внимания, ведь они на "Мальдивах"... 



Мы решили забраться повыше. Не скажу, что это было очень легко, особенно, спускаться оттуда, но это того стоило!

На самом верху стояла только одна палатка. Ребята не пили пиво, а пели песни под гитару и жарили рыбу. Их мусор не валялся за палаткой, а был сложен в пакет у "столика". 
Они немного не ожидали гостей, да и мы как-то не особо ожидали кого-либо вообще там увидеть. Мы поулыбались друг другу и пошли дальше...






А тут ребята навязали "недотроллей"... 







Ну и как же без фоточек себя любимых...



Конечно, чем выше, тем лучше... Отсюда, мне показалось, карьеры самые красивые! 



Вернувшись к машине, мы увидели такую картину:) та сторона машины и антенны, которая к дороге, была полностью покрыта мелом, а та, что от дороги - чистая:)




Находясь на самом верху, мы заметили, что дальше по дороге есть разрабатываемые карьеры. Именно туда мы и направились.


Вот мы и не заметили, а оказалось, что мы находились в Колядичах


Мы оставили на обочине машину, дождались момента, когда столбы из мела осели и прошли к карьеру








Стоит отметить, что работа не прекращается даже ночью. Оно и понятно, строительные материалы стране нужны. И этот завод вот уже век обеспечивает страну цементом, мелом, строительной известью и т.п., а поселок Красносельский - работой. Практически каждый его житель работает или на заводе, или при заводе. 
Рабочая смена водителя длится 12 часов. Работа ведётся круглосуточно.





Для того, чтобы загрузить МАЗ, нужен один ковш. Для БелАЗа нужно 3. Один ковш даёт около 10 тонн.


Грузовики идут нескончаемым потоком









За этой площадкой можно заметить ещё один отработанный карьер


Сибишник и в Африке сибишник, и на меловых карьерах. А подтверждает это то, что и здесь он нашёл в траве антенну:)


Если собираетесь лазить по всем этим меловым горам, выбирайте такую одежду, которую не жалко вымазать или даже порвать


Муж решил изобразить самосвал:)



До того, как зайти в это меловую пустыню, мы решили сфотографировать свои ноги, чтобы наглядно было видно ДО и ПОСЛЕ



Куда же затем направляются загруженные грузовики? Поедем - посмотрим?
Примечательно, что дальше этого карьера дорога относительно чистая. В мелу только одна сторона. Это то, что было принесено на колёсах.




Мы приехали на весы


Все грузовики взвешиваются и уходят на разгрузку


Подождём - посмотрим... Впрочем, долго ждать не пришлось.


Фиксируется вес, звенит звонок... Можно ехать.







Затем машина заезжает на территорию завода. 
Порода ссыпается в большой общий котлован. Оттуда она попадает непосредственно в работу.

Ну а нам пора домой. Впереди прекрасные виды







Небольшая остановочка для перекусить. В 18:30 здесь 30 градусов тепла



Всегда по пути к польской границе мы останавливаемся здесь на кофе. И всегда как в первый раз меня забавляют эти милахи






Солнце почти зашло... Ну а мы почти приехали.



Через несколько минут нас настиг дождь, гром и молнии. Дворники не справляются, едем 40 км/ч, до дома 17 км...




Мы дома. Вот такой замечательный день!


Резюмируя, хочется сказать, что планируя эту поездку, мы ожидали немного другого... Нет, мы не разочаровались! Просто это совсем другая красота! Сложилось впечатление, что находясь в каком-то аховом состоянии фотографы перефотошопливают свои снимки и специально выбирают экзотические ракурсы, всё больше притягивая за уши к определению "Мальдивы". Я считаю, что совершенно зря! Ведь эти места красивы по-своему! Они красивы не как Мальдивы, а как затопленные меловые карьеры под Красносельским! Не более и не менее! Если задать вопрос, стоит туда ехать или нет, то отвечу, что однозначно стоит, это надо увидеть своими глазами!
Конечно, всегда надо помнить, что меловые карьеры - не место для отдыха и купания! Каждую минуту нужно быть начеку и, желательно, автомобили оставлять подальше от берегов. Но так сложилось, что наши люди не хотят это замечать, это просто не входило в их планы! Им сносит крышу от того, какие фотографии на аватарки можно сделать, находясь в лазурной водичке... 
Но при этом и ОАО "Красносельскстройматериалы", и районная администрация ведут себя непонятно. Предполагаю, что интерес к каждому карьеру будет спадать по мере того, как вода будет приобретать привычный цвет. Но сейчас люди сами туда едут без какой-либо официальной рекламы. И если положение дел никак не изменить, если никого не останавливают предупреждающие таблички, то, я считаю, нужно сделать всё, чтобы избежать случаев гибели на воде и загрязнения природы. Ну укрепите берега, поставьте контейнеры для мусора, биотуалеты хотя бы, поставьте спасателей на пляжи... Эти таблички и игнорирование этих табличек никак не снимут ответственности за жизни людей, за нашу природу. И мы, люди, приезжающие туда, и предприятие, и чиновники в полной мере несём ответственность за всё, что там происходит, и за всё, что после нас останется. Но это, похоже, совсем другая, какая-то космическая история...

-Iriska-

10 комментариев:

  1. Как-то грустно в конце

    ОтветитьУдалить
  2. А мы поедем на выходные туда (:

    ОтветитьУдалить
  3. У нас всегда так! Люди сами едут, везут деньги, а зарабатывать на этом никто не хочет. Так ещё и другим не дают и людей выгоняют!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ну я не согласна с Вами, свою точку зрения высказала в посте...

      Удалить
  4. а мне понравился рассказ, совсем не грустно (:

    ОтветитьУдалить
  5. Искал такую информацию, чтобы понять, ехать или не ехать туда, и что может там ожидать. Взвесил для себя все плюсы и минусы: специально туда ехать нет смысла, а получиться, быть рядом, можно и заскочить.
    Спасибо, за описание и адекватный взгляд!

    ОтветитьУдалить