Впереди длинный переезд около 75 км. Нас ждут легендарные Камаи.
Не будем писать в подробностях, по каких дорогам нам пришлось проехать, но это был (*пип*). Ну а всё потому что мы решили сократить путь аж на 70 км.
Но виды прекрасные!
Часть 1: Беларусь: Крево - место, где писалась наша история
Часть 2: Беларусь: Дуга Струве. Тюпишки
Часть 3: Беларусь: Гольшаны - самое мистическое место Беларуси
Часть 4: Беларусь: Гервяты - место, для которого не находишь слов
Часть 6: Беларусь: Видзы. Величие Костёла Рождества Девы Марии
Часть 7: Беларусь: Браславские озёра
Но на нашем пути встречаются стройка Островецкой АЭС и одна замечательная деревня. Чем она замечательна? Названием.
Итак, мы в Палестине :)
(54.7574, 26.20531)
По некоторым сведениям, здесь же находится усадьба Котвичей, но мы её не нашли. Подозреваю, от неё мало что осталось.
Не будем писать в подробностях, по каких дорогам нам пришлось проехать, но это был (*пип*). Ну а всё потому что мы решили сократить путь аж на 70 км.
Но виды прекрасные!
Очень красивая дорога!
А это мы встретили в д. Ольшево. Велосипед можно взять на прокат, а карету (?) только купить:) Хотя логичнее, мне кажется, наоборот...
И вот нас встречает д.Камаи.
С финского название этого местечка переводится как "бурелом".
Деревня расположилась на холмах у берегов почти пересохшей реки Камайки, но местные ещё помнят её судоходной, ведь здесь был проложен довольно популярный в то время транспортный путь, по которому сплавляли лес. Вполне возможно, что именно этот факт заставил жителей обороняться от незваных гостей. В этом помогала и речка, и холм.
Первое упоминание относят к 16му в. Это были владения князя Глеба Юрьевича Пронского.
В 1513 году в битве с татарами под Минском он погиб, а его поселение перешло к его жене. В 1533 г. владельцами стали сыновья Андрей и Фредерик (по другим данным -Семён) Пронские. В 1555 г. умер Фредерик. Владельцем местечка с 1572 г. стал его сын - Александр.
Александр распродал большинство имений. Камаи достались Фоме Рудамино-Дусяцкому, а затем и Яну Рудамино-Дусяцкому. Именно он в 1603-106 гг. построил здесь каменный костёл Иоанна Крестителя. Ходят слухи, что костёл был не заново выстроен, а перестроен из крепости. В нём первоначально было 4 башни, но до наших времён дошли только две.
Место постройки было выбрано специальное - на перекрёстке 5 дорог в центре местечка.
Вообще, наши предки очень по-особенному относились ко всякого рода перекрёсткам. Считалось, что именно здесь обитает нечистая сила. Именно поэтому на них ставились кресты, строились храмы и каплицы.
Во время Северной войны 1700-1721 гг. костёл был обстрелян шведами. В двухметровых стенах можно заметить пушечные ядра).
С 1722г. и аж до 20 в. владели местечком Сулистровские.
К сожалению, нам не удалось попасть внутрь, храм был закрыт.
Говорят, что орган в костёле является старейшим на территории современной Беларуси.
Если быть откровенной, то от костёла я ожидала большего. Но возможно моё некоторое разочарование было связано с тем, что мы не попали внутрь.
В интернете есть фотографии внутреннего убранства
Автор фото - Николая Кузич (сентябрь, 2012г.)
и склепов под костёлом
Захоронения ошмянских маршалков (автор фото - А.Дыбовский, май 2003г.)
Автор фото - А.Дыбовский (апрель 2006г.)
Очень надеюсь, что мы увидим всё своими глазами, и, возможно, впечатления будут несколько иными.
Но уникальность храма никто не отменял. Этот один из старейших католических храмов у нас никогда не закрывался (кроме реставрации), а это более 400 лет. Даже при Советах храм был открыт для всех! Всё это оказалось возможным благодаря ксёндзу Бульке.
Автор фото - А.Дыбовский (май 2003г.)
Не знаю, связан ли он как-то родственными связями с известным ксёндзом из Мосара, но факт интересный.
Так вот настоятель храма во время ВОВ спас одного партизана, который потом оказался каким-то партийным деятелем. Поэтому в знак благодарности и долга костёл не пытались закрыть и использовать под какие-нибудь нужны колхоза.
Интересен также каменный крест, который стоит перед храмом.
Он датируется 15-16 вв. Изготовлен из гранитного валуна (розовый гранит рапавики). Предполагается, что этот валун был принесён ледником на наши земли 20 тыс. лет назад из Скандинавии. Если стоять лицом к костёлу, то можно видеть нишу в виде треугольника. Под ней предполагается увидеть 4 ряда знаков, ещё ниже - круг радиусом 9 см, ещё ниже - знак в виде зонтика. Над нишей должна быть надпись R1803. Мы пытались это разглядеть на кресте. Удалось увидеть не всё, но удалось! Крест уже очень старый.
Логично предположить, что установлен он был к 200-летию храма.
Расшифровать эти надписи учёным пока не удалось. Думаю, причина та же - плохо сохранились надписи.
Мне показалась интересной связь деревни то с финнами, то в общем со Скандинавией. :)
Также любопытно, что все жители деревни принимали участие в Польском восстании 1863-1864 гг.
Известным уроженцем д.Камаи является известный органист Бронислав Рутковский, чьим именем названа одна из улиц Кракова и зал Краковской консерватории.
В 1915 г. в Камаях священником был известный поэт Казимир Сваяк.
В 1921 г. территория деревни вошла в состав Польши, а в 1939 г. - в состав БССР. Эту власть, как я уже говорила выше, перенесли относительно спокойно и без потерь.
Сегодня этот костёл входит во все возможные топы объектов Беларуси, экскурсионные программы для детей и взрослых. Это мирное местечко в Поставском районе Витебской области. И надеюсь, ему больше не придётся обороняться ни от врагов, ни от своих же.
-Iriska-
Часть 2: Беларусь: Дуга Струве. Тюпишки
Часть 3: Беларусь: Гольшаны - самое мистическое место Беларуси
Часть 4: Беларусь: Гервяты - место, для которого не находишь слов
Часть 6: Беларусь: Видзы. Величие Костёла Рождества Девы Марии
Часть 7: Беларусь: Браславские озёра
В далёком уже 1962 году в Комайском костёле меня крестил ксёндз Булько. В детстве, вместе с родителями, пару раз присутствовал в костёле на Богослужениях.
ОтветитьУдалитьздорово!
Удалить